Заметки об Украинской Иконе
Изучением икон занимаются многие ученые в различных направлениях. Для православных верующих и ученых богословов это предмет культа, для искусствоведов - изобразительное искусство, зажатое в постулаты веры, но тем не менее отражающее эпоху и стиль художника, для историков - живое свидетельство пройденных веков, для любителей антиквариата - предмет коллекционирования.

Эта краткая заметка не претендует на участие в различных научных спорах или в научных открытиях, а просто вводит в основные понятия и догмы православной иконы (в основном украинской).

Всех желающих знать больше отправляю к некоторым трудам ученых:

Дмитро Степовик "Історія Української ікони Х-ХХ століть" Київ, "Либідь", 1996 р. 

Ю.С.Асєєв "Джерела. Мистецтво Київської Русі" Київ, "Мистецтво", 1980 р. 

Желающих знать еще больше - отправляю к богословским трактатам и древнерусским летописям:

Деонисий Ареопагит "Корпус Ареопагитикум" Византия, примерно 533 г 

Иван Дамаскин "Против тех, кто отбрасывает святые иконы" Византия, около 726 г. 

Нестор Летописец "Повесть временных лет", Киев, примерно 1100 г. 

Знающим всё советую вместо этой заметки найти и прочитать работу недавно ушедшего из жизни академика Бориса Раушенбаха "Пространственное изображение в древнерусской иконописи"

Все ученые и не очень имеют громадные проблемы с установлением авторства и происхождением древних и старинных икон. И если современные научные методы исследования дают возможность более или менее точного определения возраста иконы, то авторство и страна происхождения всегда является очень спорным вопросом, так как иконописец (всегда глубоко верующий человек) не имел права подписывать икону даже с обратной стороны доски. А жестко расписанные сюжеты вплоть до сочетания красок и пространственного построения композиции оставляли совершенно незначительные возможности для проявления собственного стиля. Особо выдающиеся иконописцы приглашались для ответственных работ по росписи храмов в другие города и страны. Второй сложный и спорный момент в определении иконы заключается в том, что историческое развитие этого искусства происходило в условиях всевозможных исторических катаклизмов. Происходившие миграции народов, войны, пожары и революции, передел территорий вызывали и перемещение икон. И если икона имеет явно Византийское происхождение, но находится около тысячи лет в украинском храме, то одни ученые назовут ее византийской, другие украинской и в любом случае будут относительно правы.

По преданию первую икону написал евангелист Лука, который первым изобразил Богородицу Марию.

Данных о иконах периода до 313 года отсутствуют и только после Миланского эдикта императора Константина началось крещение Римской империи, создавшее условия для появления и распространения изображений Иисуса Христа, Богородицы, святых а также их соответствующее прославление, которое и стало одним из основ православного Богословия. Иконы играли громадное значение в распространении христианства, в условиях отсутствия возможностей распространения Святого Письма, являясь графической иллюстрацией сюжетов и действующих лиц из него. В 787 году на Седьмом Вселенском соборе была утверждена суть иконы: во время молитвы вся полнота почета отдается не краске, не доске, не позолоте, а изображенной личности. Таким образом через икону утверждалась идея Нового Завета про Богоявление, то есть икона исполняет роль "зрительного" Евангелия, подтверждая незримое присутствие среди людей Христа и всех святых. Утвержденные на этом соборе каноны (так называемые еремии) расписывали все - начиная с сюжетов, основы, состава красок, композиции, пространственного решения и сочетания цветов.

Всякое отклонение от канонов считалось грехом, сопоставимым с искажением текста в книгах Библии. Запрет на подпись иконы именем мастера служил для полной идентификации иконы только с именем Бога или святого. Каноны определяли икону как анонимное искусство, где талант художника являлся только средством или умением, ниспосланным Святым Духом. Подробнее некоторые детали из книги Степовика. "Сьомий Вселенський Собор своїми суворими постановами поклав край розмаїттю манер, стилів і способів виготовлення образів. Відтоді іконою почали вважати тільки такий твір, що виконаний на кипарісовій дошці (або на збитих докупи кількох дошках) мінеральними фарбами, розведеними на яєчному жовтку з додаванням невеликої кількості освяченої води (в якій багато іонів срібла) та винного оцту. Ця основна вимога Собору була доповнена пізніше баготьма деталями. Зауважимо, що вживані для ікон матеріали мали щось символізувати натякати на ті чи інші христіянскі доктрини: кипарис - уособлення буття; жовток яйця - символ зародку життя; вода - джерело "тієї води що тече в життя вічне" (Євангліє від святого Іоана, 4:14); мінеральні фарби - символічне відзеркалення небесного світла на землі. Крім того, усі матеріали, з яких виготовлялися ікони, забезпечували тривале існування твору, його довговічність. Давні майстри знали: яєчний жовток не дає на змальованій поверхні тріщин, оцет консервує органічні складники жовтка, а посріблена іонізована вода є надійним антисептиком.

Дбайливо готували й основу, на якій мала бути намальована ікона. Кожний акт, а саме: пошук деревини, нарізання й шліфування дощок, їх висушування, шпугування (встановлення дубових клинків-шпугів із тильноого боку дошки), видовбування ковчега (заглиблення для малювання в ньому образу) - супроводжували молитвами й освяченнями. Дно ковчега лишали ребристим, аби до нього добре прилипав левкас (суміш крейди, алебастру, риб'ячого клею, желатину). Щоб запобігти викришуванню левкасу, між його шарами вистилали тонке полотно - паволоку. Її кілька разів покривали левкасом, домагаючись рівної поверхні. Загрунтовану в такий спосіб дошку золотили, тобто наносили на неї шар сусальної золотої суспензії.

Після того починався важливий момент - малювання за попередньо заготовленним малюнком. Спочатку виконували краї образа, наприклад, одяг святого, житійні сцени, а в кінці - обличчя святого, яке ікономалярі називали так: лик святого. Переведення рисунку на дошку мало бути дуже точним. Малярі спершу виколували голкою усі контури, відтак обводили їх тонким пензлем. Найуживанішими мінеральними пігментами були вохра, сієна, умбра, мідний окис, які ретельно перемішувались з яєчним жовтком, дістаючи в результаті значно ясніший тон, ніж у порошковому вигляді, Сухий левкас добре вбирав у себе фарби, тому кожне місце промальовували по кілька разів для досягнення насиченності тону. Закінчували ікону накладанням пробілів - тонкіх штрихів ясно-жовтого чи білого кольору - під очима, біля носа, на щоках, підборідді, шиї. Штрихами темніших фарб намічали складки одягу й різні прикраси. Завершальна праця над іконою (малювання штрихами) забезпечувала належну декоративність твору, перевірену віками гармонію лінії та площини."

Икона - появилась на Украине в районе 988 года или немного раньше. В переводе с греческого это слово – образ - это слово и закрепилось в украинском языке. Вначале были только привозные иконы в основном, византийские и греческие потом, по мере расширения строительства храмов возникали и распространялись украинские школы иконописи, в основном при монастырях.

Создателем киевской школы иконописи считают митрополита Иллариона, который выступил против засилья византийских греков в иконописной работах на территории Киевской Руси. Иконописные мастерские находились при храмах святой Софии и в Печерском монастыре, основанном Антонием и Теодосием. С тех времен дошло очень мало работ украинских мастеров и всего пару имен авторов. Это Григорий, легендарный Алимпий о котором люди говорили, что ему помогают ангелы - он мог за несколько часов нарисовать и позолотить икону. Считается, что церковь Успения Богородицы (1073-1089 гг.) расписана была уже только киевскими мастерами, в отличие от более ранних святой Софии и Десятинной церкви для строительства и росписи которых приглашались мастера со всего православного мира..

Классическая иконопись на Украине развивалась в соответствии с православными канонами (правда доски брались в основном липовые), кроме того рисовались иконы на стекле (в основном на Западной Украине) и вышивались на ткани ( старинных я не видел). По мнению большинства ученых в этот период были заложены основные национальные особенности украинской иконописи от российской и других православных школ. Основными отличиями украинской иконы от остальных православных школ иконописи, большинство ученых считают:

определенная мягкость колорита; 

применение червонного золота с более теплым цветом, чем в суровых российских иконах с более бледными цветами позолоты; 

применение растительных орнаментов, с использованием цветов везде, где это можно было применить (роспись орнаментов на одежде, краёв рамки доски иконы); 

мягкое, почти трепетное написание самых любимых Украинских образов иконографии (особенно Богородицы). 

Разгром и почти полное уничтожение Киева войсками Батыя (1240 год) надолго перенесли центр украинской иконописи в западные районы (Галич). Дальнейшая сложная история Украины определила и соответственную историю её икон - следующий подъем иконописи связан сначала с массовым строительством православных храмов и монастырей, а затем и с появлением икон в каждом православном доме (примерно 17-18 в.в.).

Массовый спрос на иконы вызвал к жизни и достаточно уникальное явление в виде народной иконописи, т.е. много самоучек писали иконы под заказ и даже расписывали деревенские церкви и храмы, внося своё видение святых образов в строгие православные каноны их написания.

В дальнейшем появление и развитие техники цветной печати вызвало появление дешевых копий, создаваемых путем наклейки бумажной репродукции иконы на дощечку с последующим оформлением штампованным окладом и вставкой этой (фактически иллюстрации) в раму со стеклом. Сложный, длительный процесс классического создания иконы всегда был достаточно дорогостоящим и естественно не мог быть поставлен на такой же поток, что привело к снижению объемов написания икон в их классическом понимании. Последний удар по украинской иконописи был нанесен в прошлом веке Советской властью - уничтожение храмов, массовое сожжение икон привели к тому, что в течении почти века редкие выходцы с Украины работали в основном за границей, расписывая храмы и создавая иконы.

В настоящее время - восстановление храмов и возрождение свободы вероисповедования граждан Украины, создают определенные предпосылки для нового возрождения украинской иконописи - искусства пережившего века.

Категория: ПОЧИТАТЕЛЯМ ИКОН | Добавил: pravoslavie33 (20.03.2009)
Просмотров: 1115 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]